Дореволюционная система народного образова­ния

«Эти мелкие кочующие народности с их малоизвестными разнородными языками к тому же, естесственно, не по своей вине запуганы до чувства ненависти к той культуре, которую вносит к ним рус­ская народность. Слово «русский» знаменует собой купца и эксплуататора.И столько горя внесла эта культура в жизнь этих народностей, что они, в сущности говоря, бе­жали от нее.
Теперь нам приходится считаться с этим наследием, этой коренной антипатией, интенсивной не­навистью к соприкосновению с так называемой «культурой», и это не так легко побеждается»

© из выступления академика А. В. Луна­чарского на IV пленуме Комитета Севера
Дореволюционная система народного образова­ния, не говоря уже о ее фантастической неразвито­сти, находилась под огромным влиянием церкви: около 40% всех начальных школ были церковно-приходскими и полностью подчинялись духовен­ству, а в остальных представителю церкви отводи­лась роль главного воспитателя и надзирателя. Но поскольку царское правительство на народное про­свещение расходовало менее 5% государственного бюджета, а школы были сконцентрированы глав­ным образом в центральной части страны, то Рос­сия испытывала недостаток даже в таких школах.

Малые народы Севера находились в особо тя­желых условиях: они не имели не только своих об­щеобразовательных школ, но и письменности.

Гра­мотность коренного населения Камчатской губер­нии колебалась от 0,04 до 0,4% 3. Здесь до Октябрь­ской революции не было «и одной школы для обу­чения грамоте коренного населения. Оправдывая отсутствие школ для местных народностей, камчат­ский губернатор цинично докладывал царю: «Сей парод не способен к грамоте».

В середине XIX столетия была предпринята по­пытка в ряде мест организовать русские и амери­канские миссионерские школы. Однако преподава­ние на русском и английском языках, малоизвест­ных местному населению, оторванность обучения от условий жизни, а также глубокая нищета аборигенов обрекали эту затею на провал. В 1858 г. удаось создать лишь одну такую школу для чукчей при тауйской церкви. Но и она просуществовала всего несколько месяцев. Местный священник так объяснил причину закрытия школы: «...дети, обучавшиеся и домашнем заведении при тауйской церкви прекратили учение в ноябре 1858 г. за неимением пищи»
В 1913 г. в Камчатской губернии, включавшей и себя Камчатку, Чукотку, Колыму и Охотакое побережье, было всего 28 двухклассных и 2 школы вышенного типа, в которых обучалось 712 учеников русских поселенцев. Накануне 1917 г. в русских школах Камчатской губернии обучалось всего 30 детей коренных национальностей . Среди взрослого коренного населения Чукотки грамотных было всего 6 человек .
О том, чему и как «обучали» в этих школах, убедительно свидетельствует царский чиновник, официально обследовавший в 1913 г. камчатские школы. В своем донесении камчатскому губернатору он писал: «Марковская школа находится и ведении местного священника Шипицина. Преподавание в школе продолжается 3—4 месяца в году, и то не чаще двух-трех раз в неделю, причем часть школьных часов тратится на сечение (порку) учеников, не выучивших заданный урок на дом. Бойкие, способные мальчики, проучившись в школе несколько лет, не дошли еще до складов»

© Балицкий Виталий Григорьевич
«Мысль», 1969.
От патриархально-общинного строя к социализму
(О переходе к социализму малых народов Северо-Востока РСФСР)

Комментариев нет: