Это не есть политическая задача, это есть условие, без которого о политике говорить нельзя ...

«...Пока у нас есть в стране такое явление, Как безграмотность о политическом просвещении слишком трудно го­ворить . Это не есть политическая задача, это есть условие, без которого о политике говорить нельзя Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке. Без этого не может быть политики, без этого есть только слухи, сплетни, сказки, предрассудки, но не политика»
© В. И. Ленин
С апреля 1903 г. преподавание в «инородческих школах» переводится целиком на русский язык. Родной язык разрешалось использовать «в качестве вспомогательного средства препо­давания». А в 1913 г. святейший синод указом от 2 мая уже предписывал «в организации учебных занятий в инородческих школах строго запретить пользоваться инородческими языками,лишь в младших от­делениях как вспомогательными при изучении на­чальных молитв и истин веры, и возможно скорее переходить к языку русскому и в 3-х и 4-х группах пользоваться уже языком русским как языком пре­подавания» '.
Основными учебными предметами в школах бы­ли закон божий, русский язык, арифметика, пение. От учеников и учителя требовалось немногое — молитвенное настроение и чтобы в каждый празд­ник и воскресный день ученики были в церкви за богослужениями, во время которых принимали посильное участие в чтении, пении и прислуживании, и если в селении нет ни церкви, ни священника, то чтобы учитель отправлял в школе утреню с часами при деятельном участии учеников»
Недостатка в церквах не было. В 1876 г. на Камчатке действовало 11 церквей, 32 часовни и всего лишь 4 одноклассные школы при церквах. В 1917 г. открылось еще 5 церквей и часовен и ни одной школы. Кроме того, учителя не знали язы­ков местных народностей. На весь Дальний Восток в 1914/15 и в 1915/16 учебных годах только 3 чело­века владели языком той народности, на котором обучали детей
Такая постановка системы образования факти­чески не меняла положения: среди народностей Се­вера царила сплошная неграмотность.
Ни о каком поднятии .культуры малых народов не могло быть и речи, пока у власти находились помещики-крепостники и буржуазия. Царское правительство сознательно консервировало дикость, ибо безграмотный человек крайне инертен в поли­тике.
© Балицкий Виталий Григорьевич
«Мысль», 1969.
От патриархально-общинного строя к социализму
(О переходе к социализму малых народов Северо-Востока РСФСР)

"...все население Республики(РСФСР) в возрасте от 8 до (более)лет, не умеющее читать или писать, обязано обу­чаться грамоте на родном или русском языке, по желанию"
© «Директивы ВКП (б) и постановления Советского правиительства о народном образовании». Сборник документов за 1917—1947 гг..


Комментариев нет: