глоток из сосуда естествознания

"Первый глоток из сосуда естествознания порож­дает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог."
В. Гейзенберг
Официальной датой начала истории миссионерского служения русской православной церкви на полуострове принято считать 1705 год, когда митрополитом Тобольским и всей Сибири Филофеем Лещинским на Камчатку было послано первое посольство архимандрита
Мартиниана для приобщения «инородцев и иноверцев» к христианству. Неофициально -христианизация началась ранее указанной даты. Есть сведения, что в 1690-е годы к крещению аборигенов далекой российской окраины приступили русские казаки -сборщики пушного налога и промышленники, для которых апостольское служение не являлось самоцелью, а лишь довольно эффективным средством «покорения инородцев». Вполне естественно, что, принимая веру от случайных людей, в основной массе своей безграмотных и не способных на языке инородцев объяснить подлинное значение акта крещения, новообращенные ительмены и коряки, как правило, возвращались к прежним «заблуждениям»,как только переставали ощущать на себе моральное и физическое давление со стороны русских. В ходе христианизации выявилась разная степень «готовности» «инородцев» к принятию таинства крещения. Часть из них (ительмены) выказывала расположение к христианству «без убеждения» за гарантию временного освобождения от ясака, другая (чукчи) - «за какой-нибудь ничтожный подарок», третья (кочевые коряки) - наотрез отказывалась креститься добровольно ни при каких условиях. Нестандартность ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться миссионерам, требовала от них нестандартных решений, «особых
дарований и особого призвания», умения не только «просветить крещением», но, что более важно -«возбудить веру». Сама жизнь выдвинула на повестку дня проблему качества подготовки миссионеров
---------------------------------------------------------------------
"Аномальные состояния ума, в частности, безумие и граничащие с ним случаи, дикари обычно объясняют внушением свыше и одержимостью духами. Они верят, что духи предпочитают иметь дело с людьми ненормальными — вне зависимости от степени повреждения ума. Особенно они любят истеричных и эпилептиков, к ним обращаются за консультациями как к оракулам. Их неистовые и путаные возгласы сходят за откровения высших сил, духов и богов, скрывающих свое ослепительное сияние за покровом смутных пророчеств и таинственного кликушества. Нет необходимости подчеркивать, что любое общество, где во все это верят всерьез, подвергается серьезной опасности».
Джеймс Фризер

Последним оплотом язычества на Камчатке в конце XIX - начале XX веков оставались лишь инородцы «северовосточного края» До 1910 года миссионерские обязанности среди них исполняли приходские священники-самоучки из числа уроженцев тех мест (преимущественно - обрусевших ительменов). По свидетельству И. Вениаминова, в Гижигинском, Паланском и Анадырском приходах остро ощущалась нужда в опытных и фанатично преданных апостольскому делу проповедниках, так как коряки были «суровее всех тамошних инородцев» и «строже других» охраняли свою духовную
независимость, а те немногие, кто крестился, не собирались отказываться от «языческих пороков».

Православная миссионерская церковь на Камчатке: историческая хроника борьбы с язычеством

Комментариев нет: