Александр Гиль

Александр Васильевич ГИЛЬ (18.03.1943 – 07.07.1988). Родился в селе Краснокутск Харьковской области (Украина). Окончил Полтавскую музыкально-драматическую студию (1961), Высшие режиссёрские курсы (отделение балетмейстеров) Государственного института театрального искусства (1971). В 1961–1965 годах работал артистом балета Полтавского музыкально-драматического театра, Целиноградского концертно-эстрадного бюро, народного ансамбля песни и пляски «Целинник». На Камчатке – с 1965 года. Был художественным руководителем и балетмейстером ансамбля «Мэнго».





- Об известных артистах всегда чего только не говорят… Давал ли он поводы для сплетен?

- Ну, раз вас это интересует… Рождение слухов, вранья далеко не всегда зависит от конкретных фактов. Тем более, если они возникают в небольшом посёлке, где каждый, как им кажется, знает друг друга. Единственное могу засвидетельствовать: Александр крепко и до конца жизни любил свою несравненную Екатерину, боготворил детей. А Тарасика таскал по концертным дорогам чуть ли не с пелёнок и в качестве солиста выводил на сцену с самого юного возраста.

- Гиль «без галстука»… Каким он был вне сцены. Любил ли застолья? Украинские песни?

- А кто не любит застолья с друзьями? А кто – даже если родом не с Украины – не любит украинскую «мову», её песни?! Как Саша Гиль полюбил культуру Севера, так и его подопечные северяне влюбились в украинские мелодии. Эти мелодии ветераны ансамбля поют и сегодня, когда встречаются и вспоминают великого основателя своего ансамбля.

- Как он погиб? Даже в Интернете не найти обстоятельств его ухода…

- Это случилось 7 июля 1988 года в украинском селе Шелестово Харьковской области, куда он поехал посмотреть, как строится его будущий – «для пенсии» – дом. Далее процитирую по своей книге «Мэнго», ибо другой информацией не располагаю да и свидетелей того трагического события фактически нет:

Почётным жителем Камчатки может стать основатель «Мэнго» «Весть о трагической гибели Александра Гиля долетела до Камчатки по каналам неофициальным. Обком партии, не располагая подробностями, не спешил давать согласие на некролог в местной печати. Так ни в одной газете (кроме «Корякского коммуниста») и не появилось сообщение о том, что ансамбль «Мэнго», вся Камчатка потеряли человека, который своей творческой силой не просто создал всемирно известный коллектив, но определил само направление развития национальной хореографии Севера…
Людям свойственно интересоваться подробностями – и знать их необходимо. В противном случае возникают версии, слухи. Выстрел психически больного человека в маленьком украинском селе (на почве бытовой ссоры) предназначался совсем другому – приезжему строителю, который возводил дом и крепко конфликтовал с соседом. По страшной случайности Гиль именно в этот момент подъехал к дому, и его жизнь пересеклась с выпущенной пулей. Александру было всего 45 лет».


- Вы писали, что Гиль не любил говорить о планах. Не потому ли, что чувствовал – не всем им суждено сбыться?

- Об одной мечте он, всё же, рассказал. Александру Васильевичу хотелось объединить свой ансамбль с другими творческими силами Севера и создать некий единый коллектив, в котором сплелись бы в единый «северный венок» талантливые представители всех коренных жителей огромного российского Севера. Не знаю, представлял ли Гиль во всей реальности этот проект. Возможно, он встретил бы сопротивление местных элит. Не знаю, как бы отнеслась сама Камчатка к этой идее… Ясно одно: Гиль перерос возможности «Мэнго», ощутил в себе потенциал для решения более масштабных творческих проектов. Лично мне нравится, что «Мэнго» не растворился в просторах Севера и верно служит любимой Камчатке вот уже 50 лет.
Валерий Кравченко

Комментариев нет: