«Пошто содеял тако?»

Первыми на знаменитой огнедышащей Ключевской сопке оказались моряки. В 1788 г. русская экспедиция под командованием капитана Биллингса пристала к камчатскому берегу. О капитане его подчиненные были невысокого мнения: мол, и капризен, и тщеславен, и даже на руку не чист. И все же он не стал запрещать своему офицеру Гауссу, казалось бы, ненужную и даже рискованную затею – подняться на одну из громаднейших и дымящихся камчатских вершин. Офицер взял с собой двух спутников, имена которых остались неизвестны. Моряки, люди хотя и овеянные штормовыми ветрами, мужественные, но не предполагали, на какое опасное дело решились.

«Я ожидал на каждом шагу найти свою могилу, – писал потом Гаусс. – Но мое любопытство увлекло меня до самой вершины горы». Любознательному офицеру помогли, по его словам, «глубокие размышления» о том, чтобы дать потомкам интересные сведения. Гора-то действительно оказалась необычной – самым высоким вулканом на Евроазиатском континенте.
Почти столетие спустя по этому пути отправит своего героя с «горной фамилией Хребтов выдающийся русский поэт Н. А. Некрасов в своем романе «Три страны света». (Гаусса можно считать прототипом Хребтова.) Смелые любознательные промышленники – с Хребтовым пошли на Клюевскую Сопку и его сотоварищи – пережили «безотчетный трепет, чувство совершенной отчужденности и страшного сиротства»… Зато и вознаграждены были, когда достигли вершины: «Взглянув вниз, все шестеро разом вскрикнули. Эхо шеститысячным повторением далеко разнесло их крик, вырванный невиданным зрелищем. Они были с лишком десятью тысячами футов выше земли! …Вершина обширной горы представляла как бы отдельный маленький мир: все было здесь – глубокие пропасти, значительные возвышения с нетающим снегом, гряды камней, леса, долины, мшистые пастбища».

Хребтов счел нужным объяснить спутникам: «Камчадалы думают, что тут жил прежде ихний бог Кутха и катался по рекам в каменных челноках, а потом поставил свои челноки – вот и стала гора! Они ее боятся и никогда на нее не всходят».

Так первовосходитель Д. Гаусс попал не только в историю путешествий по вертикали, но и – прототипом в художественную литературу.

Николай Алексеевич Некрасов
"Три страны света"


Комментариев нет: