Государство Солнца

Ванька поклонился низко и сказал, что мы поступили в школу и нам нужна бумага. Старик чихнул два раза в нашу сторону и спросил:
— А казённой разве вам не дадут?
— Нет.
— Значит, в капитанский карман империал попал, — подмигнул он сотнику. — Есть закон на школу средства отпускать из ясачных денег.
Потом он повернулся к нам, поднял руку и, показав на царицу, сказал торжественно:
— Вот кого земно благодарите за ваше просвещение: царицу-матушку. И к нам, в наш постылый край, дошла её забота. Так вам бумаги?
— Так точно.
— Много?
— Чтоб две тетрадки сшить.
— Что ж, соболька принесёте, отпущу бумаги. Принесите соболька.
— Да где его взять? — сказал Ванька жалостливо.
— А по горам-то сколько их бегает… Вот, значит, принесите к понедельнику шкурку, отпущу вам бумаги. А теперь ступайте, мне некогда.
И он начал расставлять на доске фигуры. Мы вышли за дверь в полном отчаянии. Больше бумаги просить было не у кого.
— Что ж? — сказал я. — Пойдём завтра за соболем, Ванька. Я попрошу у отца сетку и пойдём. Может быть, и удастся подстрелить соболька.
— Пойдём, — ответил Ванька. — Не на бересте же нам писать!
Я поспешил домой, чтобы рассказать отцу о первом уроке. Рассказал ему всё, что запомнил, и кончил тем, что завтра иду с Ванькой на соболя.
Отец не стал возражать. Обещал дать соболиную сетку, которую сплёл летом из крапивы, и сказал, что разбудит меня под утро, если погода для охоты будет подходящая.
Николай Смирнов Государство Солнца (с иллюстрациями В. Милашевского)Историко-приключенческий роман

Комментариев нет: