Во многих глухих ме­стах жители никогда не слышали о школе

«а) туземная школа должна давать только та­кого рода образование, которое не оторвет тузем­цев от его хозяйственной обстановки, не отучит от обычной его трудовой промысловой деятельности, и в значительной степени облегчит ему тяжелую ежедневную борьбу с суровыми условиями север­ной природы;
б) система обучения и воспитания в туземной школе должна быть строго согласована с местны­ми обычаями в укладе экономической жизни ко­чевого и охотничьего хозяйства без нарушения се­зонных промыслов»


Кулаки и шаманы, державшие в полном повинове­нии своих забитых и неграмотных соплеменников, понимали, что просвещение положит конец их вла­сти и могуществу.
Стремясь сорвать мероприятия партии, кулаки и шаманы проводили среди населения широкую аги­тацию против школы, прибегали к шантажу и за­пугиванию, стремились вызвать чувство ненависти ко .всему русскому, всячески подогревая озлобле­ние, вызванное русскими эксплуататорскими эле­ментами царской России. Играя на большой привя­занности чукчей и коряков к детям, шаманы убеж­дали родителей, что школа оторвет их от семьи.
Пропаганда враждебных элементов первое вре­мя действовала: население враждебно относилось к привлечению детей в школу. От открытия школ до появления в них первых учеников иногда про­ходили год и два. Приходилось уговаривать, разъ­яснять. Образование для малых народов было совершенно новым явлением. Во многих глухих ме­стах жители никогда не слышали о школе; они даже не воспринимали этого понятия. Только вре­мя и кропотливая разъяснительная работа могли убедить забитый и запуганный кулаком и шама­нами народ в полезности школы, в необходимости обучения детей грамоте.

«Революция и национальности», 1937, № 6—7
В начале 1932 г. состоялась I Всероссийская конференция по развитию северных языков и письменности. Она обсудила перспективы нациинально-литературных языков. Для более детального изучения языковых особенностей каждой народности и выработки наиболее подходящего алфавита был создан специальный орган — Комитет нового алфавита народов Севера. Исследовательская работа Комитета убедила советских ученых в необходимости перейти на русскую письменность Переход на русский алфавит явился высшей ступенью развития письменности народов Севера.
--------------------------------------------------------
«...язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч. Мы больше вас хотим, чтобы между угнетенными классами всех без различия наций, населяющих Россию, установилось возможно более тесное общение и братское единство. И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку.Мы не хотим только одного: элемента принудительности», ибо это «затруднит великому и могуче­му русскому языку доступ в другие национальные группы, а главное — обострит вражду, создаст мил­лион новых трений, усилит раздражение, взаимонепонимаиие и т. д.»
В.И.Ленин

Комментариев нет: