б) система обучения и воспитания в туземной школе должна быть строго согласована с местными обычаями в укладе экономической жизни кочевого и охотничьего хозяйства без нарушения сезонных промыслов»
Кулаки и шаманы, державшие в полном повиновении своих забитых и неграмотных соплеменников, понимали, что просвещение положит конец их власти и могуществу.
Стремясь сорвать мероприятия партии, кулаки и шаманы проводили среди населения широкую агитацию против школы, прибегали к шантажу и запугиванию, стремились вызвать чувство ненависти ко .всему русскому, всячески подогревая озлобление, вызванное русскими эксплуататорскими элементами царской России. Играя на большой привязанности чукчей и коряков к детям, шаманы убеждали родителей, что школа оторвет их от семьи.
Пропаганда враждебных элементов первое время действовала: население враждебно относилось к привлечению детей в школу. От открытия школ до появления в них первых учеников иногда проходили год и два. Приходилось уговаривать, разъяснять. Образование для малых народов было совершенно новым явлением. Во многих глухих местах жители никогда не слышали о школе; они даже не воспринимали этого понятия. Только время и кропотливая разъяснительная работа могли убедить забитый и запуганный кулаком и шаманами народ в полезности школы, в необходимости обучения детей грамоте.
«Революция и национальности», 1937, № 6—7
В начале 1932 г. состоялась I Всероссийская конференция по развитию северных языков и письменности. Она обсудила перспективы нациинально-литературных языков. Для более детального изучения языковых особенностей каждой народности и выработки наиболее подходящего алфавита был создан специальный орган — Комитет нового алфавита народов Севера. Исследовательская работа Комитета убедила советских ученых в необходимости перейти на русскую письменность Переход на русский алфавит явился высшей ступенью развития письменности народов Севера.
--------------------------------------------------------
«...язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч. Мы больше вас хотим, чтобы между угнетенными классами всех без различия наций, населяющих Россию, установилось возможно более тесное общение и братское единство. И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку.Мы не хотим только одного: элемента принудительности», ибо это «затруднит великому и могучему русскому языку доступ в другие национальные группы, а главное — обострит вражду, создаст миллион новых трений, усилит раздражение, взаимонепонимаиие и т. д.»
В.И.Ленин
.png)
Комментариев нет:
Отправить комментарий