О переходе к социализму малых народов Северо-Востока РСФСР

Царское правительство, равнодушное к судьбам национальных меньшинств Крайнего Севера, при­учавшее «видеть в других народах нечто низшее»,оправдывало полное отсутствие культурно-просве­тительных очагов в районах обитания северных племен утверждением, что они-де не способны воспринять европейскую культуру, что проникнове­ние цивилизации погубит их.Версия о неполноценности народов Севера, об их неспособности не только выработать свою на­циональную культуру, но даже воспринять культуру других, более развитых народов нужна была царскому самодержавию для того, чтобы укреп­лять экономический застой и культурное невежест­во, которые создают большую «возможность угне­тать и грабить... ибо вместо развития производитель­ных сил источником доходов является нередко полу­феодальная эксплуатация «инородцев»».
Однако политику царского самодержавия нель­зя представлять как политику русской нации, рус­ского народа в отношении народностей Севера.

В 60-х годах XIX столетия историк-демократ А. П. Щапов, выражая мысли прогрессивной общественности, вы двинул широкую программу экономических и культурных преобразований на Севере. Он писал, что русский трудовой народ не питает к народам Севера никаких враждебных чувств, что он может и должен помочь этим отсталым и полудиким лю­дям подняться до уровня цивилизованного общества. «...Они (народы Севера),—писал А. П. Щапов,— ждут от нас помощи к развитию и лучшему проявлению сил на пользу общенарод­ную. Не крестиками миссионеров, не табаком и водкой русских торгашей мы должны располагать, привлекать их к себе, к своей расе, не хитростью и обманом, а русским хлебом и солью, дешевым, добросовестно продаваемым товаром... хорошими школами, человечным обращением с ними и т. п.»

А. П. Щапов требовал открытия университета в Сибири, доказывая, что «университет в Сибири необходим не только для самого русского населе­ния... но и для умственного развития, усовершен­ствования и возвышения природных сибирских племен, для возбуждения и вызова их, спящих и тщетно тратящихся, но не бедных,-— здоровых и свежих умственных сил к полезной и производи­тельной общественной деятельности...»
Но в условиях царской России эта программа была утопией. Только с победой Великой Октябрь­ской революции и установлением Советской вла­сти на Севере и Северо-Востоке народы этой быв­шей окраины Российской империи обрели полную свободу. Перед ними открылась широкая дорога к прогрессу во всех сферах общественной жизни.
Партия и правительство возложили на Народ­ный комиссариат по делам национальностей обя­занность проведения в жизнь начал Советской власти в среде нерусских наций и национальных меньшинств и требовали принятия всех мер к под­нятию их культурного уровня и классового само­сознания.

© Балицкий Виталий Григорьевич
«Мысль», 1969.
От патриархально-общинного строя к социализму
(О переходе к социализму малых народов Северо-Востока РСФСР)


Комментариев нет: