Собачьи упряжки — традиционный вид народного транспорта на Камчатке. При раскопках древней стоянки в долине реки Камчатки, на берегу Ушковского озера, археологами было обнаружено захоронение собаки, сделанное примерно 12 тыс. лет назад. Более древних погребений собак в мире не существует. Выходит, что камчатская собака одной из первых была одомашнена человеком. Вначале она помогала людям на охоте, затем ее приучили волоком перетаскивать грузы, а 1,5—2 тыс. лет назад запрягли в сани. Именно в культурных слоях этого времени ученые находят остатки костяных полозьев и другие части нарт. В XVII—XVIII вв. ездовые собаки очень ценились. Стоимость хорошей упряжки была высока и сопоставима с годовым жалованьем казака, а порой превышала ее, доходя до 60 руб. за четырех собак. Интересно, что и через 200 лет после Крашенинникова цена упряжной собаки оставалась очень велика: стоимость одной рабочей собаки варьировалась от 50 до 150 руб.6
Без собачьих упряжек жизнь на Камчатке казалась немыслимой, как сейчас нельзя представить себе города без общественного транспорта. Имелась даже определенная такса за пассажирский проезд на нартах — 6 коп. с версты. А наиболее обеспеченные люди путешествовали с комфортом: в закрытых возках с коврами и печкой, в такой возок впрягалось несколько десятков ездовых псов. Ездовая собака прочно вошла в быт, религию, предания аборигенов Камчатки. Ительменские мифы рассказывают, что, когда бог Кутх ездил на собаках, образовывались горы и долины.

Несмотря на постоянный вывоз, собак на полуострове, даже в середине XX в., оставалось еще довольно много —около 50 тыс. Но в конце 1960-х гг. ездовой собаке была объявлена война. Местные власти объявили, что упряжки — пережиток прошлого, который нужно искоренять. Всевозможными указами и постановлениями запрещалось держать собак в поселках, заготавливать для них нужное количество рыбы. В течение нескольких лет в камчатских поселках были уничтожены самые хорошие нартовые псы. Собачий мех был признан ценным, и в сельских пошивочных цехах началось изготовление шуб, шапок, унтов изшкур собак. Количество ездовых собак на Камчатке стремительно сокращалось. Порода, которую жители полуострова сохраняли и использовали в течение тысячелетий, была поставлена на грань исчезновения. Администрация прикрывалась вполне благовидными лозунгами: профилактика возможных инфекционных заболеваний, борьба за чистоту и тишину в поселках, экономия продуктов питания. Собак начали истреблять. В северных поселках отстрел вели варварски. Убивали псов не только по ночам, но часто и среди дня, на глазах у детей. Кровь на снегу, ободранные собачьи туши, умирающие в подворотнях раненые собаки. Поощрялась даже не сдача шкуры, а сам факт убийства — в коммунхоз достаточно было принести уши и голову собаки, чтобы получить «заработанные» 8 руб., а шкура оставалась стрелку. Ее можно было продать за бутылку водки или за 15 руб., как повезет. И любители собачьей охоты не гнушались снимать собак с цепей, сбивать замки с сараев, куда коряки прятали псов. Хотя ездовых убивали, на поселковых помойках псов меньше не становилось. Все очень просто — кому же продашь шкуру облезлой бродячей шавки? И по улицам сел свободно бегали злобные и уродливые от намешанных в них кровей беспризорные собаки.

А в 1990 г. заговорили о возвращении северных традиций. Тогда же по инициативе журнала «Северные просторы» и российского Фонда народов Севера, Сибири и Дальнего Востока была организована гонка на 250 км «Берингия» между селами Эссо и Мильково. 9 каюров из Караги, Оссоры и Эссо, 76 собак. Журналисты радостно объявили о возвращении национальных традиций и возрождении породы камчатской ездовой собаки. Но именно эта первая гонка показала, насколько много утрат понесла Камчатка и в традициях упряжного собаководства, и в генофонде камчатских собак. Эксперт-кинолог Борис Широкий, осматривающий собак, прибывших на гонку, с горечью констатировал, что из 76 псов хоть как-то подходят под стандарт камчатской ездовой лишь 12. Остальные 64 пса — вырожденцы, имеющие в себе признаки многочисленных «культурных» пород: овчарок, терьеров, сеттеров. Потомство от этих собак получать нельзя, оно будет еще хуже родителей. А из отобранных 12 камчатских ездовых половина собак оказалась кастрирована.

Восстановление культурного наследия идет медленно. Об этом говорит и опыт гонки «Берингия» — через 11 лет ее существования, в марте 2001 г., на старте в Эссо собралось лишь 15 команд. Теперь уже приходится учиться у иностранных гонщиков. Ведь в то время, пока на Камчатке отстреливали оставшихся ездовых, как пишет спортивный директор Камчатского центра ездового спорта, мастер спорта по гонкам на собачьих упряжках , американцы бережно сохраняли в архивах фотографии и клички камчатских собак, устанавливавших спортивные рекорды на Аляске.
.png)
Комментариев нет:
Отправить комментарий