Словарь суеверий

Отводя от Создателя кажется, приближает к оному, и для того душепагубное наносит безопаство. В прочих грехах признает себя человек грешным; а в суеверии мнится службу приносити Богу, и тако погибая мыслит о себе, что он спасается, и завязавши себе глаза, приближает к стремнине адской.



Словарь суеверий
В Санктпетербурге
Печатано в вольной типографии у Шнора
1782









Когда Камчадал пожелает жениться, то высмотря себе невесту обыкновенно в другом, а не в своем острожке, переселяется жить туда, и объявя невестину отцу или матери о своем намерении, несколько времени работает, оказывая удальство свое и проворство, и услуживая всем паче холопа, наиболее же будущему своему тестю, теще и невесте, а потом требует позволения хватить невесту. И ежели поступки его родителям невесты и сродникам, также и самой ей понравятся, то получает он соизволение; в противном же случае или вовсе пропадают его услуги, или с некоторым награждением отпускается. Иногда случается, что такие женихи никому ничего не сказав приходят жить в чужой острог и работают: и хотя всякой по услугам их может признать, с каким намерением они то делают, однако никто их о том не спрашивает и не говорит ни слова, пока они или сами, или чрез других объявят родителям невесты о своем изволении.

Когда жених получает позволение хватать невесту, то он ищет такого случая, чтоб где-нибудь напасть на нее во малолюдстве: ибо она бывает тогда под охранением всего женского полу того острожка, которые редко от нее все отлучаются. Сверх того во время хватанья бывает она одета в двои или в трои хоньбы, опутана сетями рыболовными, и ремнями увязана так, что она не может поворотиться как статуя; и если жених улучит в малолюдстве вою невесту, то бросается с великим стремлением, дерет на ней хоньбы и сети, чтоб коснуться тайного уда: ибо сие у них вместо венчания почитается. Между тем как от самой невесты, так и от других баб и девок происходит ужасный крик; и хотя сама невеста при том не противится, да и противиться не может, однако охранительницы поступают с женихом не милосердо, бьют его, таскают за волосы, терзают лице и всякие средства употребляют, чтоб ему не дать схватать невесты. И буде жениху посчастливится предприятие свое произвесть в действо, то он сам отбегает прочь от невесты, а она дает знак его победы умильным и жалостным голосом, ни, ни. В сем состоит вся важность брачного их сочетания, однако сие получить жениху не в один раз случается, но между тем проходит иногда целый год или больше, а после каждого хватания принужден он бывает несколько времени справляться с силою с раны залечивать; а есть примеры, что некоторые по семилетнем хватанье вместо невесты получили увечье, будучи сброшены от баб с балаганов.

Кто схватает невесту, то в следующую ночь приходит к ней невозбранно; на другой день увозит ее в свой острожек без всяких церемоний, а для празднования брака возвращается к невестиным сродникам по прошествии некоторого времени.


Чулков Михаил Дмитриевич
1782

Комментариев нет: