по бухтам и заливам

В Ленинграде учился знакомый мне по Камчатке коряк из с. Карага — Ефим Шишкин. Я узнала, что его отец хорошо делал каменные орудия. Во время поездок по полуострову он брал мальчика с собой, рассказывал о том, как жили в старину люди на Камчатке, как делали орудия из камня, знакомил с породами камня, из которого можно хорошо делать «стрелки», копья, ножи, скребки и пр. Учил, шутя, как нужно делать орудия. На вопрос, может ли Шишкин сам сделать копье или скребок из камня, он ответил утвердительно, но предупредил, что не всякий камень годится для этого. В музее он пересмотрел много камней; большая часть материала была им забракована, хотя мы и не замечали изъяна в камнях. Один кусок кремня он отобрал, сказав, что из него можно попробовать сделать копье. Предварительно на ночь он завернул камень в мокрую тряпку.

На другой день Шишкин достал кусок влажного кремня, сел, зажал камень между колен, другим камнем округленной формы уверенно ударил два раза и получил два нужных осколка. Затем взял в руки обрабатываемый кремень, осмотрел его и снова несколько раз ударил по нему. Когда камень приобрел форму наконечника копья, Шишкин стал наносить легкие удары камнем, который находился в его правой руке, зажав будущее орудие в левой. Вся операция продолжалась не более получаса, и перед нами предстал прекрасный образец лавролистного наконечника копья неолитического периода. Не было только мелкой ретуши по краям. По словам Шишкина, тщательная отделка и приострение краев орудий каменного века заново, когда они срабатываются, — дело рук женщин.
Орлова Е.П. Археологические находки на Камчатке

Археологический материал, относящийся к неолиту, обилен на Камчатке. По бухтам и заливам, в устьях рек, богатых рыбой, постоянно встречаются юртовища, свидетели былой жизни.
Часто приходится слышать, что то там, то здесь при обвале берега или при вскапывании огорода, проведении дороги и других земляных работах нашли каменный топор, скребок, копье или наконечник стрелы.
Главным материалом, из которого в старину на Камчатке изготовляли орудия и оружие, был обсидиан, дымчатый кварц и кремнисто-глинистый сланец всевозможных оттенков — от черного до светлосерого. Изредка скребки и топорики изготовлялись из зеленой яшмы.

№ 1 1. Нож из обсидиана. Длина 27 см, максимальная ширина 6 см, у широкого конца 3,3 см, по узкому — 0,5 м. Толщина орудия у широкого конца 1 см, по узкому— 1,5 см. Края широкого конца тонкие, режущие. Обработка орудия тщательная. Цвет обсидиана дымчатый с лиловатым оттенком. Нож обнаружен при обвале берега р. Хайрюзовской (Плахэн) на глубине 1,5 м. Ительмены (камчадалы) говорили, что этим орудием можно, как обычным ножом, заколоть оленя, снять с него шкуру и пластать рыбу 2 (рис. 74 — 3).

№ 2. «Наколюшка» из обсидиана. Имеет вид ножичка или даже наконечника. Длина 6,2 см, максимальная ширина 1,5 см, максимальная толщина 1 см. Обработка тщательная. Обнаружена при раскопке юртовища, на правом берегу старого устья р. Хайрюзовской (рис. 74 — 5).

№ 3. Скребок или женский ножичек из темного, в полоску, обсидиана. Грубо выполненный. Два продольных ската оформлены мелкой ретушью по краям. Длина 5 см, ширина 2,5 см, толщина 0,5 см. Нижняя поверхность слегка вогнута, верхняя выпукла. Удобен для выделки шкур мелких животных (рис. 74 — 4).

№ 4. Маленький скребочек из дымчатого обсидиана, в черную полоску. Длина 3,8 см, ширина 2 см, толщина 0,6 см. Слегка вогнутый. По краям мелкая ретушь (рис. 74 — 6).

№ 5. Ножичек из камня молочно-голубоватого оттенка (халцедон?) с перламутровым отливом. Длина 3,8 см, максимальная ширина 1,6 см, толщина 0,3 см. Края обработаны мелкой тщательной ретушью (рис. 74 — 7).

№ 6. Орудие из серого крепкого песчаника. Современное население называет подобные орудия аутами. Уверяют, что при их помощи выделывали раньше шкуры крупных зверей: ластоногих, оленя, медведя. Аут служит для снятия, соскабливания с мездры приставших кусочков жира, жилок и прочих лишних частей. Поверхность аута испорчена во многих местах. Длина 17,5 см, ширина 5,5 см, максимальная толщина 3 см (рис: 74 — 2).

№ 7. Аут из черного сланца, подобный описанному выше, с острым режущим краем. Режущий край в середине слегка выщерблен. Длина 16,5 см, ширина 7,2 см, наибольшая толщина 3 см (рис. 74—1).

Ительмены сел. Хайрюзова, Морошечного, Сопочного и других утверждают, что у истоков р. Сопочной сохранилась громадная юрта, сложенная из камней. Основание юрты находится в земле, а вершина выступает над землей. Вход в юрту находится сверху ее; на полу юрты, в абсолютном мраке, лежат трупы людей, одетых и завернутых в нарядные одежды.

Места прежних стоянок современные обитатели Камчатки указывают охотно и даже сами вызываются помогать при раскопках. Судя по рассказам и легендам, наиболее оживленная жизнь ительменов была в старину на р. Кульки (приток р. Тигиля) и около селений Палланы и Воямполки. Воямполка и Кульки — исходный пункт доброй половины легенд и сказок, которыми так богат ительменский эпос. Через Кульки и Воямполку проходят почти все легендарные герои Камчатки, там они проводят большую часть своей богатой приключениями жизни.

Юртовища — ямы на месте прежних поселений — дают нам право говорить, что лет 100—200 назад население Камчатки было несравненно более многочисленным, чем в настоящее время. Ямы эти квадратной формы с округленными углами (3X3 — 6X6 м). Они располагаются группами или, чаще, в два ряда, вытянутые в одну линию — улицу, вдоль старого русла реки.

В устье р. Хайрюзовской (Плахэн) — древнее селение тянулось на расстояние 750 м. Жилища были расположены в два ряда, образующие правильную улицу вдоль правого берега старого устья реки. Современное устье реки отодвинулось к югу, а старое совсем высохло. Как и в настоящее время, в старину селения ительменов жались к реке. В устье р. Хайрюзовской мне пришлось быть в конце октября 1926 г.; земля сверху уже замерзла, копать ее было очень трудно, поэтому пришлось ограничиться лишь обследованием юртовищ.

На глубине 20—30 см, непосредственно под дерном и почвенным слоем, находился культурный слой, насыщенный древесным углем с редкими археологическими находками.

Река Хайрюзовская каждый год подмывает берега, и на местах обвалов выступают остатки прежних жилищ с большим количеством орудий каменного века. Для некоторых из них у современного населения сохранились даже названия и определения их назначения, например, «аут» — скребок для выделки шкур, «наколюшка» — «дырочки в шкуре делать»

Орлова Е.П

Комментариев нет: