тропинки ушедших богов

"Многобожие, то есть идолопоклонство и суеверие древних Славян и ныне многих в России живущих народов было, и есть такого же, как и у прочих всего света народов, понеже заблуждение можно полагать везде равное, и сей великий неприятель человеческого разума содержал прежде и ныне, частию содержит под своим игом, многие народы не выключая и людей ученых. Предмет издания сей книги есть тот, чтоб к сим посмеяния достойным суевериям, частым возрениям на оные произвести некоторое отвращение, и истребить оные вовсе; ежели до того возможность допустит; ибо ныне наибольшая часть земных обитателей от оного благополучно освободилась: чего сердечно желает сочинитель, а с ним и все просвещенные люди."
©Чулков Михаил Дмитриевич
Словарь суеверий
В Санктпетербурге
Печатано в вольной типографии у Шнора
1782




Ажушак или Ажулунач. Идол всех Камчадалов, вообще изображают его столбиком с обделанною верхушкою на подобие головы человеческой. Ставится он в Юрте над домашнею посудою и почитается за караульщика отгоняющего от Юрты лесных духов, за что и кормят его Камчадалы по всякой день, мажут ему голову и рожу вареною сараною или рыбою.

Баран каменный. Камчадалы, когда нужду имеют находить неведомого вора, то жнут становые жилы из оного барана при собрании многих людей и при Шаманах, ибо по их мнению сводит после того злодея, так как оные жилы от огня сжимаются.

Хантай, божество Камчатское, идол его делается на подобие Сирены, то есть с головы по груди человеком, а оттуда рыбою, и ставятся обыкновенно в юрте подле огнища. Сей Хантай ежегодно делается новый, во время грехов очищения, и ставится со старым вместе, по числу которых можно узнать, сколько которой юрте лет от ее построения см. грехов очищение.

Урилыдачь, божество южных Камчадалов, сии боги их не что иное, как колья с обтесанными головками, лежащие в юрте по грядкам, оные почитаются вместо Хантаев

Соболиные промыслы, промышленники бывая на сих промыслах, многих вещей не называют своим именем, веря, что от того делается в ловле несчастие, когда всякую вещь будет называть ее собственным именем.

Пом, Камчатское божество. В праздничных обрядах и церемониях делают они идол его вышиною около полуаршина, а тайный его уд в две сажени и доле; думать должно, что оный то же значит, что древние Фаллы.

Мухомор гриб, Камчадалы почитают его богом пьянства и владетелем ядовитых зелий. Употребляющие мухомор, как в горячке бредят, и представляются им различные привидения страшные и веселые, по различности темперамента. Иные пляшут, иные плачут, иные в великом ужасе находятся, иным скважины большими дверьми, и ложка воды морем кажется. Иным мухомор приказывает удавиться для того что люди будут ему дивиться, иному утопиться или заколоться, которое со многими исполняется, и когда бы не было за ними присмотру, то ни один бы не уцелел; а которые употребляют его умеренно, те чувствуют веселие, легкость и отважность, так как Турки, которые опиума наядаются.

Медведь, Остяки и другие идолопоклонники зверя сего почитают особливо, предопределяют ему после смерти, такую же по крайней мере, как и себе участь. По убиении его поют извинительные песни, и оказывают повешенным шкурам много учтивости, дабы они в царстве мертвых им не мстили.

Камуда, Камчадальской женской божок. Божки сии делаются остроголовыми, и почитаются за тех бесов, кои в женской пол вселяются во время плясания.

Камень, сидячие Коряки народ Камчадальской, многие имеют вместо жен простые камни, одевают их в платье, кладут с собою вместе спать, и временем шутят с ними и забавляют, как бы чувствующих забавы.

Корякам дают имя старыя бабы, ставят две палочки, и перевязывают ниткою на средине, вешают на нитке ж камень обшитый в кожу каменного барана; а при том неведомо что шепчут; и спрашивают у камня, как назвать младенца, напоминая имяна его сродников, и на котором имяни покачается камень, то бывает младенцу и имя.


Комментариев нет: