Огненное дыхание Камчатки

"Каждый вулкан имеет свои особенности, свой характер. И это уже очень важное наблюдение."
«Господи, пошли мне извержение!» - это I шуточное заклинание, услышанное в одни из моих первых приездов на Камчатку в Институте вулканология Дальневосточного научного центра Академии наук СССР, я увезла с собой на память, как экзотический сувенир* не особенно вдумываясь в его смысл. Только потом, много позже, поняла я, что для вулканолога извержение почти единственный источник пополнения знаний о глубинах земли, главный поставщик информации о внутреннем ее строении. Истинный, настоящий вулканолог, говорили мне все, с кем встречалась я в институте,- только и мечтает о новом взрыве вулкана, только и ждет его. И потому он всегда начеку. Узнает, что где-то заработал вулкан, немедленно туда, и ввысь тогда он - глаза и уши: наблюдать, наблюдать, ничего не упустить, отложить увиденное в памяти, где хранятся отпечатки прошлых извержений, чтобы потом, когда вулкан успокоится и снова уснет, было над чем подумать, что сопоставить, проанализировать и сделать выводы. Глаза и уши, интуиция, опыт и два несложных приспособления, сопровождающие вулканолога в его походах на действующий вулкан: пирометр - прибор для измерения температуры на расстоянии от одного до ста метров и геологический молоток для отбора лавовых проб. И энтузиазм. И готовность лезть в пекло ради сотворения науки, дышать фумаролами из кратеров, есть консервы и пить чай пополам с вулканическим пеплом. Вот какими представлялись мае камчатские вулканологи...



© Редакция журнала "Наука и жизнь".
Специальный корреспондент журнала Л. ГАЛАЕВА.

Комментариев нет: