Церковь Успения Божьей матери

Православие пришло на Камчатку более 300-сот лет назад. Первая церковь была возведена в 1737 году в Нижне-Камчатске и была названа в честь Успения Божьей матери.




Особое место в истории Камчатки занимает Нижне-Камчатская Успенская церковь в Нижне-Камчатске. Это единственный памятник деревянной архитектуры, дошедший до нас через столетия. Церковь была построена в остроге в 1737 году. Освящена 15 июня 1741 года священником Ермолаем Ивановым.
Затем рядом с острогом строится вторая церковь. В 1773 году камчатский исправник, капитан Т. Шмалев писал:«Крепость деревянная, в коей строения, церковь Успения Пресвятые богородицы… За крепостью церковь же Николая Чудотворца…».
Новая Успенская церковь была построена при городничем Крылове, освящена 12 ноября 1796 года протоиереем Стефаном Никифоровым. Род Никифоровых вошел в историю полуострова как род священнослужителей. Н.С. Никифоров родился в 1745 году, его отец Стефан Никифоров, сын священника Московской губернии, Дмитровского уезда, села Семеркина - Никифора Иванова. После окончания Греко-Латинской академии Стефан входит в состав Камчатской Духовной миссии.
Особое место в колонизации Камчатки принадлежит православной церкви. В 1705 году Филарет Лещинский послал на Камчатку архиепископа Мартиниана для миссионерской деятельности среди аборигенов Камчатки. В 1745 году на Камчатку была направлена специальная миссия во главе с архимандритом Хотунцевским. Миссия выехала из Якутска на 11 подводах, «с малым числом священно- и церковнослужителей, студентов и солдат». Своей деятельностью миссия оставила значительный след в истории Камчатки. Стефан Никифоров был священником в Нижне-Камчатске, Петропавловском соборе, проводил большую миссионерскую работу. А 17 апреля 1761 года святейший Синод принял решение:«Священнику Стефану Никифорову быть управителем камчатского духовенства, с производством его в протопопа». Жалования ему было положено 400 рублей и хлебная дача.
Стефан Никифоров был женат на дочери известного на Севере и Камчатке священника Ермолая Иванова - Ирине. Умер в возрасте 83 лет, похоронен в Нижне-Камчатске, в то время - духовном центре полуострова. Никифор Никифоров тоже прожил долгую жизнь, в возрасте 83 лет был выведен за штат, умер в возрасте 92 лет, похоронен рядом со своим родителем. Другой сын Стефана - Михаил, 1757 года рождения, служил дьячком в Нижне-Камчатской церкви. У Михаила и его жены Матрены Кузьминичны были дети - Андриан, Капитон, Платон и Ермолай, дочери Евдокия и Анна. Впоследствии Андриан (1778 года рождения) становится священником и безвестно погибает в камчатских снегах. Особенностью службы священников были долгие разъезды по всему полуострову.
Племянник Никифора Иона Петров Никифоров, 1806 года рождения, свою жизнь тоже посвятил церкви, был священником в Камчатских церквях, после вывода за штат жил в Нижне-Камчатске, умер в конце 90-х годов ХIХ века. У него были дети - Петр Ионов, 1854 г.р., и Глафира, 1852 г.р. Его сын Петр Ионов был псаломщиком, а затем священником в Нижне-Камчатской церкви. Сын Петра Ионовича Петр Петрович Никифоров, 1891 года рождения, служил дьячком в Нижне-Камчатской церкви, его фотография имеется у о. Нестора. У Глафиры Ионовны в 1886 году родился сын Лев Петрович, у которого 4 января 1913 года родился сын Никифоров Яков Львович. Яков с 1923 по 1929 год учился в нижнекамчатской школе. В 1931 года вступил в колхоз, где до 1947 года работал на МТФ, затем бухгалтером, и зампредседателя колхоза. На собрании колхозников 12 мая 1951 года избран исполняющим обязанности председателя колхоза.
У Якова Львовича и его жены Валентины Степановны Колесниковой было 9 детей, наших современников, Галина, Фаина, Светлана, Альбина, Лидия, Ольга, Александр, Владимир, Геннадий. Иннокентий Вениаминов в 1846 году отмечал:«Церковь деревянная, прочная, собранная из двух церквей, существовавших здесь до 1827 года, проповеднической Успенской и приходской Николаевской».Подтверждение этой же даты имеется в фондах ЦГА РФ ДВ (ф. 244 оп.2 д.1 лл.299-340), в них указано, что церковь построена в 1827 году из старого леса, имеется престол во имя Успения Божьей Матери, по штату положен 1 священник и 2 причетника, имеется колокольня. В фондах Якутского духовного правления имеется “Ведомость о суммах, назначенных к отпуску из казны в 1862 г., на содержание причтам городских и сельских церквей Камчатской Епархии”, которая содержит запись:“Церквей. Нижнекамчатского острога при проповеднической духовной свите двум церквам на жалование и за хлеб…556 р. 65 к.”
Из-за сильного паводка церковь была перенесена на возвышенность, куда впоследствии переселились жители. Но перед тем как принять решение о переселении на новое место, было два предложения:на правый берег реки Камчатки, в местечко Обухово, и на «взгорье».
Вот как рассказывала нам в 1994 году об этом событии уроженка Нижне-Камчатска Акулина Захаровна Портнягина (родилась в 1909 году), в девичестве Греченина:«Раньше Нижне-Камчатск на заимке стоял, церковь там была другая. Потом стало подмывать, а наши деды жили на заимке, потом они давай переезжать туда, где сегодня Нижне-Камчатск, жребий бросали, куда переезжать на эту сторону или в Обухово. Заворачивали, билетики бросали, - старухи это рассказывали».
В 1907 году на Камчатку для проведения миссионерской деятельности прибывает иеромонах Нестор (Анисимов), прослуживший на полуострове до 1920 года. Нестор, будучи на Камчатке, вел дневник, много фотографировал. Впоследствии написал книгу «Моя Камчатка» и оставил редкие фотографии, запечатленные события снабдил комментариями. Нестор неоднократно посещал Нижне-Камчатск, здесь он снял несколько снимков, опубликованных в 1911 году, вот их описание:«Освящение воды. Священник – камчадал О. Геронтий Коллегов освящает в р. Камчатке воду…тут не присутствует ни одна женщина…в Камчатке строго наблюдается во время молитвы в храме или под открытым небом разделение мужчин от женщин. Также считается позорно женщине прийти в церковь с непокрытой головой. Словом, на Камчатке до сих пор наблюдается патриархальная жизнь среди крестьян, хотя наплыв на Камчатку за последние годы разных предпринимателей, переселенцев и молокан дает о себе чувствовать на Камчатке в падении нравов и добрых православно-русских обычаев.
Успенская церковь в Нижне-Камчатске. Церковь в Нижне-Камчатске хотя маленькая, но по внутренней отделке лучшая из всех камчатских церквей, в смысле древнецерковном. В этой церкви на горнем месте находится образ Успения Б.М., присланный в благословение первой Камчатской пустыни в 1717 году от Киево-Печерской Успенской лавры. Образ этот в чеканной серебряной ризе и с вырезанной надписью.
Вид с. Нижне-Камчатска. На реке Камчатке, на правом ее берегу, расположено селение Нижне-Камчатск. Здесь в семисотых годах был город и крепость, но впоследствии повторные частые и свирепые эпидемии оспы и кори уменьшили насельников Камчатки почти наполовину, и таким образом разорялись и опустошались города и поселки на Камчатке…»
В 1912 году Нестор подарил церкви «желтой парчи с цветами крест золотой сетки кругом обложен мишурой, подкладь голубой материи».
В 1865 году была построена последняя Успенская церковь, возведена из лиственничного леса, крыта тесом, была окрашена белой масляной краской, внутри обтянута плотной материей дрелью. Церковь имеет длину - 21,5 аршина, высоту до крыши - 11,5 аршинов, ширину - 10,25 аршина. С запада от церкви находилась двухъярусная колокольня, на которой находились два больших колокола в 40 и 23 пуда и несколько меньших по размеру. Территория, прилегающая к церкви, была огорожена волнистой оградой с красивыми решетчатыми воротами. Церкви принадлежали дом священника и псаломщика, а также церковно-приходская школа. Архивные документы донесли до нас фамилии последних служителей церкви - священник Геронтий Васильевич Коллегов, псаломщики Петр Никифоров и Николай Сновидов.
1 февраля 1912 года Благочинным камчатских церквей протоиереем Даниилом Шерстенниковым в присутствии священника Геронтия Коллегова, псаломщика Петра Никифорова и и.д. псаломщика Николая Сновидова была произведена страховая оценка строений, принадлежащих Успенской Нижне-Камчатской церкви. В результате осмотра оказалось:«Церковь деревянная из лиственничного лесу, …обшита тесом и окрашена масляной краской, …внутри обтянута материей дрелью, …больших окон 8 шт., дверей наружных 2 шт, дверей внутренних 3 шт., иконостас длиною 9 аршин, высотою 5 аршин с 4-мя иконами в серебрено-злащеных ризах; церковь отапливается одною кирпичною печью. Оценка здания церкви вместе с иконостасом 3800 руб. Колокольня стоит отдельно от церкви на расстоянии 4-х сажен, в два яруса, деревянная, крыта тесом, высотою 15 аршин, шириною 4 1\4 аршина, длиною 7 аршин. Стоимость колокольни 300 руб.». Кроме собственно церкви и колокольни в состав церковных строений входили:две церковных кладовых, дом для священника, построенный в 1912 году, амбар, церковно-приходская школа, дом для псаломщика, баня.
После установления Советской власти на территории Камчатского уезда был введен в действие декрет об отделении церкви от государства. По требованию Усть-Камчатского райревкома 21 мая 1923 года была проведена опись церковного имущества, в результате которого оказалось:«Церковь во имя Успения Божьей Матери, построена в тысячу восемьсот шестьдесят пятом году тщением прихожан и частью на церковную сумму. Построена сия церковь из лиственничного дерева, размер с папертью:длина 19 аршин 3 дм, ширина в середине храма 10,5, вышина 11 аршин имеет вид осьмиугольника, двуглавая. Снаружи обшита тесом, крыша ея на два ската тоже тесовая. Вся церковь снаружи окрашена маслянной краской, входные двери одна с накрылечка в паперть. Кругом церкви обнесена ограда, построенная в 1923 году».

Комментариев нет: