"Тылкытыл"- северное долголетие

*высушенная лососевая икра в ястыках,
*высушенная либо замороженная мякоть стеблей Иван-чая (кипрей),
*порошок из сухих листьев Иван-чая, корень «кутакута» ,
*нерпичий жир,
*питьевая вода,
*ягоды брусники,
*морошки,
*шикши.

Анна Парамонова



Главное лакомство коренных народов Камчатки – толкуша. Сегодня речь пойдёт о корякской толкуше: «Тылкытыл». Секретом её приготовления с ИА «КамИнформ» поделилась известная на Камчатке хранительница народных традиций Лидия Иннокентьевна Чечулина.

- Как думаешь, что это? - спрашивает меня Лидия Чечулина, показывая на скрученный жгутом серо-зеленый ингредиент будущего блюда.

Пожимаю плечами. Откуда мне знать. На ощупь неломкий, плотный лист, если развернуть, то длинный и тонкий, пахнет сухой травой.

- Наверное, сухие листья какого-нибудь местного растения, - говорю я и ловлю хитрый взгляд Лидии Иннокентьевны.

- Верно. Это Иван-чай, только не листья, а стебель. Из стебля выскабливают мякоть и засушивают её тонкими «блинами». На одну толкушу уходит целый букет травы. Эту мне сестра из Тымлата прислала. Они его сушат в августе. Раньше только сухой Иван-чай в толкушу брали, но, я помню из детства, что мама использовала и свежие стебли. А я теперь чаще использую замороженный стебель. У меня нет возможности сушить Иван-чай в городской квартире. Даже балкона нет! А по вкусу никакой разницы, готовишь толкушу из замороженного стебля или сухого.

За разговором Лилия Иннокентьевна кладёт в большую деревянную ступку в форме ладьи икру в ястыках и быстро-быстро разминает их деревянной толкушкой (пестом). К ним прибавляет сухой и замороженный Иван-чай, нарезанный мелкими кусочками. Неустанно разминая ингредиенты, достаёт баночку с зелёнью, сыплет на глазок, но получается не много и не мало!

- Сейчас я добавляю вивывтун, забыла как это по-русски, - смеется Чучулина. Это такое растение на берегу реки растет. У него стебель 10-15 см и цветочки розовые. Вот его надо хорошо высушить и растереть в порошок. Можно еще использовать сухие листья Иван-чая.

Затем в ладью подливается растопленный на сковороде нерпичий жир: его тоже начинают быстро толочь и растирать деревянным пестом в однородную массу, смешивая с икрой и травой.

-О-о, - морщусь я, зажимая нос, в который резко «ударяет» нелюбимый с детства запах рыбьего жира. С удивлением замечаю, что на остальных участников приготовления блюда запах жира нерпы не произвёл никакого отрицательного воздействия. Даже наоборот: вооружившись пестами, девчонки из ансамбля «Камчи» стали с энтузиазмом толочь теперь уже жирную массу в ладье. Одна из них, обращаясь к Лидии Иннокентьевне, замечает: «А все-таки сильные наши женщины коренные… Не каждый сможет вот так толкушу толочь!»

- Да, не каждый. Толочь это блюдо надо около 2,5-3 часов, - уточняет Лидия Чечулина, добавляя в ладью еще немного жира нерпы, воды и... картошку в мундире!

- А картошку-то зачем, это же не традиционный корякский продукт? - иронизирую я.

- Она связывает хорошо. Обычно в толкушу мы добавляем корень «кутакута». Он имеет сильные связывающие свойства. А когда его нет, то я добавляю вареную картошку и сухую икру. Получается тот же вяжущий эффект, - уточняет Лидия Иннокентьевна, ни на минуту не переставая толочь угощение.

Лидия Иннокентьевна запевает, не переставая толочь толкушу, ей вторят девочки из «Камчи», слышатся звуки бубна. Это Николай, который до того вовсе не принимал участия в приготовлении блюда, подключился к музыкальному действу. Монотонное постукивание пестами перекликается со слегка приглушенными ударами бубна, гортанные звуки горлового пения заполняют пространство. Кажется, время остановилось.

- Все! Крем готов. Теперь подключаем ягоды, - скомандовала Лидия Иннокентьевна. Можно брать любые, какие больше нравятся. Если брусника или морошка, то их мы растираем отдельно с сахаром, а потом добавляем в крем. Сахару кладём немного, просто подсластить, а то уж больно кисло с брусникой! А если шикша, то её надо добавлять целиком и сахар не нужен, ягода-то не кислая. Главное, потом её равномерно смешать с кремом.

- Лидия Иннокентьевна, а почему вы не используете миксер или блендер. Это же логично, да и времени сколько можно сэкономить?!

- Я была в Японии у знакомых, и учила их делать толкушу. Тогда Иван-чай я прокрутила в блендере. Они меня заставили, - смеется Чечулина. – Но все равно я долго «долбила» все продукты… Самое главное, когда руками делаешь, вкуснее получается, души больше вкладывается… Ну вот, Анна, толкуша готова, пробуй, подает мне на ложке корякский витаминный десерт Лидия Чечулина.

Пробую. Интересный вкус, конечно, но не моё блюдо. Все-таки очень явно чувствуется привкус рыбьего жира. Остальные же угощаются с удовольствием. И неудивительно: ведь с древних времен и по сей день толкуша - любимое лакомство коренных народов Севера Камчатки. Все, кто ест толкушу, говорят, что, она придает силы и здоровья, а в суровых северных условиях снабжает людей недостающими витаминами. Бабушка Лидии Иннокентьевны прожила на севере Камчатки 112 лет. Возможно, секрет её долголетия кроется и в толкуше .

Комментариев нет: